История церкви в Говорово

Краткая история храма.

Изображение2

Первое летописное упоминание о храме Рождества Богородицы в Говорове датировано 1627 годом. Каменная церковь была построена здесь в 1734 году тогдашним владельцем села, сенатором и действительным тайным советником князем Трубецким.
В 1880-е годы в говоровской церкви алтарничал и пел на клиросе будущий митрополит Трифон (Туркестанов), один из выдающихся иерархов Русской православной церкви ХХ века, родителям которого в то время принадлежало село.
В 1930 году храм был закрыт. Его последний настоятель протоиерей Николай Лавров в 1937 году был расстрелян на полигоне в Бутово и много лет спустя причислен к лику святых.
В 1964 году церковь Рождества Богородицы была разрушена по указанию Никиты Хрущева в ходе строительства Московской кольцевой автодороги. Храм стал одним из последних в числе православных церквей, оказавшихся жертвами хрущевской антицерковной кампании.
В декабре 2001 года 21-летняя Мария Добренькова и ее жених Александр Панаков были жестоко убиты в Говорове группой молодых жителей микрорайона Солнцево. После трагической гибели дочери Владимир Добреньков, декан социологического факультета МГУ, принял решение воссоздать в Говорове церковь и последние несколько лет собирал средства на ее строительство.
Освящение закладного камня будущего храма состоялось в апреле 2008 г. Сейчас (зима 2011) строительство в основном завершено, заканчиваются отделочные работы. На звоннице установлены колокола. На зиму-весну 2011 г. намечена отделка внутренних помещений, устройство иконостасов. Пока ведутся работы, богослужения проходят в небольшом деревянном храме св. Александра Невского, стоящем рядом со строящимся каменным храмом.

001фф

002

003

Статья о нашем храме.

Село Говорово с деревянной Богородицерождественской церковью упоминается в 1627 г. как вотчина князя Алексея Никитича Трубецкого. Он был крупным военачальником и дипломатом: руководил несколькими приказами, участвовал в посольствах, командовал армиями в русско-польской и русско-шведской кампаниях. Свидетельством близости к царской семье служит то, что он был крестным отцом юного Петра I. А.Н. Трубецкой известен и как благотворитель (восстанавливал несколько монастырей), а перед смертью он принял монашество.

После смерти бездетного А.Н. Трубецкого село перешло к Юрию Петровичу Трубецкому, внуку брата прежнего владельца, Юрия Никитича, по иронии судьбы в Смутное время перешедшего на сторону Лжедмитрия II и польского короля Сигизмунда и оставшегося в Речи Посполитой. Алексей Трубецкой вывез внучатого племянника в Россию, где тот принял православие и стал боярином и воеводой.

Наследником Ю.П. Трубецкого стал его сын Юрий Юрьевич Трубецкой, стольник, впоследствии генерал-поручик и белгородский губернатор. В 1736 г. он выстроил вместо деревянной каменную церковь.

Следующим владельцем Говорово стал Никита Юрьевич Трубецкой. Он сделал государственную карьеру при восьми царях, служил президентом Военной коллегии и московским генерал-губернатором и имел 18 детей от двух жен, а по некоторым данным, был еще и отцом незаконнорожденной Марии Полозовой, прямым потомком которой был поэт В.В. Маяковский.

В середине XIX в. владелицей Говорово была Авдотья Михайловна Голицына, родная сестра декабриста М.М. Нарышкина. В ХХ в. в Говорово значится усадьба Варвары Александровны Туркестановой, племянницы А.М. Голицыной и М.М. Нарышкина. В Говоровском храме служил ее сын — будущий митрополит Трифон, один из авторитетных хранителей православия в первые советские десятилетия.

В 1930-е годы храм Рождества Богородицы был закрыт, а в 1960 г. в связи со строительством МКАД разрушен.

Восстановление церкви началось в 2008 г. стараниями декана социологического факультета МГУ В.И. Добренькова, потерявшего в 2001 г. в окрестностях Говорово дочь. Сначала был воздвигнут деревянный храм Александра Невского, а к 2011 г. — и каменная церковь Рождества Богородицы. Рядом с двумя храмами — памятный крест на месте убийства Марии Добреньковой и ее жениха Александра Панакова.

Архивные данные.

(1623 г.) Василий Никитич Трубецкой.

РГАДА. Ф. 235, оп. 3. Кн. 110
В «Дозорной книги» 1680 г. — выпись с писцовой книги дворцовых сел письма и меры Лаврентия Кологривова да подьячего Дмитрия Скарина 131-132 гг. (1623 г.).
Л.405 об. — 406

За князем Васильем Никитичем Трубецким в вотчине село Говорово, а в нем церковь Рожество Пресвятыя Богородицы да предел преподобного Федора Начертанного состоит без пения, а у церкви место попово, место дьячково. И сей церкви Рожества Пресвятыя Богородицы поп Иван Андреев да дьячок Евсютка Сергеев сказали: служат де они у той церкви из руги. А ему попу дает помещик руги на год денег 10 рублев, да хлеба ржи и овса 20 чети. А ему дьячку на год 2 рубли да на 6 недель аржаные муки четверть. А та де церковь в Сетунском стану. А владеет же тою вотчинною стольник князь Иван Юрьевич Трубецкой, а теми де местами которые написаны в сей писцовой книге они не владеют, а кто владеет того они не ведают. Потому что они у той церкви внове. Поп Иван сказал и руку приложил, тое ж церкви дьячок Евсютка Сергеев сказал и руку приложил.

• Это дозорная книга 1680 г. на основании выписки с писцовой книги 131-132 (1623 ) гг. писца Лавретья Кологривова.
(1627-1628 гг.) Алексей Никитич Трубецкой.
(1646 г) за ним же.

РГАДА, ф. 1209, оп. 1, кН. 689, ч. 2. 1626-1628 гг.
Писцовая и межевая книга Московского уезда письма и межеванья Ф.Ф. Пушкина.

Л.726-726 об.
Сетунский стан.
За князем Алексеем Никитичем Трубецким старинная их вотчина село Говорово на пруде, а в нем церковь Рожество Пречистыя Богородицы да предел преподобного Феодора Начертанного, древяна вверх, стоит без пенья. Да у церкви место попово, место дьячково, да в селе ж двор вотчинников, а в нем живут деловые люди (…) да двор псарской. Пашни наездом пахано середние земли 15 чети. Да перелогом и лесом поросло 85 чети в поле, а в дву потому ж. Сена по врагам и по конец посев 150 копен, лесу непашенного 10 десятин. Да лесу ж рощи 3 десятины.
(1662-1666 гг.) Юрий Петрович Трубецкой (внук Алексея Никитича), досталось по духовной, скончался в 1679 г.
1680 г. Иван Юрьевич, Юрий Юрьевич, Петр Юрьевич (умер в 1682 г.) Трубецкие.
1682 г. (после) Иван Юрьевич и Юрий Юрьевич Трубецкие.
(1697 г.) Юрий Юрьевич Трубецкой (умер в 1739 г.).
1742 г. Иван Юрьевич Трубецкой (сын Юрия Юрьевича)
До 1745 г. Иван Юрьевич Трубецкой (умер в 1744 г.).
С 1745 г. его жена вдова Марья Яковлевна с детьми.
Далее Никита Юрьевич Трубецкой – брат его князь Дмитрий Юрьевич (1764 г.) – племянник их Николай Иванович Трубецкой.

Николай Иванович Трубецкой (племянник Никиты и Дмитрия Юрьевича Трубецких).
Оное село  сыновей его — князя Ивана Николаевича и Дмитрия Николаевича Трубецких

Филарету, архиепископу Московскому и Коломенскому.
Московской округи церкви Николая чудотворца, что в селе Орлове священника Андрея Петрова с причтом.

Всепокорнейшее прошение.
В 1777 г. Успенская церковь, что в Картмазове приписана с приходом к означенной Николаевской церкви, при которой и по сие кремя находится текущего года, усмотрел я в Генеральном плане, что к Успенской церкви принадлежит 33 десятин 845 кв. сажен земли, которая никогда не следовала отходить от церкви, но почему графиня Прасковья Матвеевна Мамонова-Дмитриева и до сего времени владеет оной нам неизвестно, и за оную церковную землю нам ничего не выдает, а потому мы священно церковнослужители претерпеваем крайние недостатки.
Октябрь 1823 г.
Священник Андрей Петров
Пономарь Афанасий Ывсильев.
Л.5
Означенная графиня Дмитриева Мамонова жительством находится в С.Петербурге в своем доме на Почтамтской улице

Л.10
По справке в МДК
По собранным в 1798 г. ведомостям о церквах, причтах и приходах Московской округи Николаевской церкви, что в селе Орлове показано следующее:
У оному селу Орлову за ветхостью и малоприходством упраздненная церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в селе Картмазове в 1776 г. приписана, при оной состоит приходских 5 дворов в них мужского пола 19, женского 7 душ, церковного причта и земли не имеется.
А в после поданных таковых же ведомостях за 1813-1822 гг. об Успенской в Картмазове церкви ничего не показано.
Дело о приписке сей церкви к селу Орлову после бытности в 1812 году неприятеля не оказалось.
Л.12
Объяснение в С.Петербургской управе благочиния покойного генерал-лейтенанта действительного камергера и кавалера графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова от дочери его девицы графини Марьи Александровны Дмитриевой-Мамоновой.
Л.13 об.
Село Картмазово (о котором служители села Орлова повели ныне дело) с упраздненною ветхою деревянною церковью досталось покойноуму родителю моему от полковника Ивана Ивановича Нарышкина по купчей крепости , писанной и совершенной в Московской палате гражданского суда 15 марта 1788 г. и тогда же ветхое церковное строение и всякая церковная утварь. Какая только в церкви находилась. Как известно мне, роздана по различным церквам. А священный антиминс отобран духовным Правительством гораздо прежде покупки того села отцом моим, — следовательно приписная Успенская церковь упразднена по показанию священника Петрова действительно в 1777 г. Относительно же земли, которую при существовании оной церкви владели священно церковно служители. Нарезана им была. Как из представленного священником плана видно, из собственного владения помешика Нарышкина. По упразднении же церкви навсегда, земля та в силу межевой инструкции 10 глава 3 пункта поступила обратно во владение его же Г. Нарышкиная, и от владельца сего дошло к отцу моему по купчей крепости, а последнее же время родитель мой означенное село со всеми угодьями подарил родной моей тетке Двора Их Императорских Величеств фрейлине девице Прасковье Матвеевне Дмитриевой-Мамоновой и на владение ее выдал ей дарственную запись, писанную 16 июня 1802 года, тетка моя сим 1822 г. село Картмазова отдала мне и по смерти ее я 8 июня 1823 г. взошла во владение оного (…)

РГИА (СПб.), ф. 796, оп. 93. д. 1032. ч. 1.
Рапорты о состоянии церквей Московской епархии 1813 г.

Л.280 об.

Рождественская в Говорове, цела.
Престол цел, срачица, одежда и антиминс похищены, иконостас и в нем иконы целы, на них венцы и оклады похищены.
Церковная утварь вся разграблена, книги имеются.
Домы господские целы.
Приходских 33 двора, из них сгорело 25.
Церковная сумма 98 рублей разграблена.
С 1813 года церковь Рождества Богородицы села Говорова приписана к церкви Никольской села Орлово.

14 июня 1820 года с. Говорово — бывшая церковная земля, как видно из купчей продана владельцем Нефедьявым княгине Голицыной вся сполна, от коей впоследствии и перешла к княгине Туркестановой.

1823 г. Титулярный советник и кавалер князь Петр Алексеевич Голицын.

1845 года за № 76 от сего Департамента Голицыной княгине Евдокии Михайловны жене надворного советника на имение Московской губернии и уезда в селе Рождествине-Говорово тож 32 души по случаю покупки оного у надворного советника князя Петра Алексеевича Голицына с принятием обязанности исполнить духовное завещание жены подполковника княгини Александры Андреевны Голицыной (…)
В Московской Духовной Консистории

По оному дознанию оказалось:
1. церковь в селе Говорове зданием каменная, со сводами, покрыта железом, пол в ней каменный, тверда, колокольни при ней нет, а колокола висят на деревянных столбах, утварью посредственна.
2. Пространство внутри оной в длину, начиная от иконостаса до дверей внутренней стены, отделяющей настоящую церковь от трапезы, 12 аршин, в ширину же, как настоящая церковь, так и трапеза простирается на 10 аршинах.
3. От иконостаса до амвона на 2 аршинах с четвертью во всю ширину церкви устроена солея, на которой помещены клиросы, а против оных у стены, отделяющей настоящую церковь от трапезы, устроены по обе стороны особые места, простирающиеся каждый в длину на 3 аршина, в ширину на 2 аршина.
4. Число прихожан села Орлова, как значится в ведомостях 1851 года мужского пола 483, женского пола 537 душ, которые прихожане отстоят от оной Говоровской церкви, а именно село Орлово в 3 верстах, деревня Румянцева в 3 верстах, деревня Сукова в 4-х, сельцо Картмазово в 5 верстах. Оные же деревни состоят от села Орлова не более как на 2 верстах.

май 1852 г.
1860 года февраля 25 дня нижеподписавшаяся коллежская советница вдова княгиня Евдокия Михайлова дочь Голицына, рожденная Нарышкина. Будучи в здравом уме и твердой памяти учинила сие духовное завещание в том, что принадлежащий мне дом в Москве Пречистенской части 3 квартала № 283 в приходе церкви Покрова Богородицы в Левшине, доставшийся мне 1859 года июля 6 дня по купчей крепости от поручика Николая Григорьевича Кушникова. Как и принадлежащие мне благоприобретенные недвижимые имения Московской губернии Богородского уезда в деревнях (…) и Московского уезда в селе Рождествине-Говорово тож 49 душ мужского пола по 10 ревизии со всеми дворовыми людьми и со крестьянами обоего пола, с землями, угодьями (…) остаться предоставляю родной племяннице моей княгине Варваре Александровне Туркестановой, рожденной Нарышкиной в вечное и потомственное владение с тем, чтобы означенное имение приняла она в совершенную уплату занятого мною у ней капитала 27 575 рублей серебром и с тем еще, чтоб из имения или из капитала вышеупомянутой племянницы моей выдано было 23 000 рублей серебром, лицам в особом списке значущимся собственною мною рукой написанным и подписанным, который здесь приложен (упомянут брат родной Михаил Михайлович Нарышкин)…

Княгиня Варвара Александровна Туркестанова, рожденная Нарышкина (1834- 1913) – мать будущего митрополита Трифона (Туркестанова).